Психоделическая Индия - практический путеводитель

Саду

Home | Вверх | Агхора | Варанаси | Саду | Бом Шанкар

 

Просветлениевот настоящая цель жизни. До сих пор это основная концепция индийской культуры, где до сих пор безгранично уважаемы мистики - САДУ, целиком посвятившие себя раскрытию внутреннего света. Внутренний светэто сердцевина человеческого сознания, он является частью Абсолюта, Космического Сознания, непознаваемого обычным человеческим умом. Интеллект пытаясь представить себе то, во что невозможно проникнуть, илиесли он обрел способность “видеть”пытаясь выразить это хотя бы приблизительно на языке смертныхдолжен обратиться к символизму, искусству и поэзии.

Брахман, понимаемый как Абсолют, является высшим и наиболее абстрактным и наименее воспринимаемым Богом. Таким образом, к нему можно приблизиться посредством личного поклонения пантеону божеств низшего уровня, который состоит из тысяч богов и богинь, среди которых наиболее значительным является Брахмасоздатель, Шиваразрушитель и Вишнуохранитель. Брахма является главенствующей фигурой в этой троице, но в религиозной практике адепты обычно поклоняются только Шиве и Вишну и множеству их проявлений и инкарнаций. Эти две божественные личности представляют различные философские и религиозные традиции и соответственно обладают очень различными характеристиками. Индуисты могут быть условно разделены на два направления: Шайвыпоклоняющиеся Шиве, и Вайшнавыпоклоняющиеся Вишну.

 

Святые люди

Мистики, посвятившие всю свою жизнь духовному поиску, известны под общим именем Саду. В своем стремлении к “внутреннему свету”, освобождению от земных оков, к “знанию” Абсолюта, они выбирают путь аскетизма и йоги. Для достижения этого они систематически “перестраивают” тело и ум с помощью многочисленных методов, таких как целомудрие, самоотречение, религиозная дисциплина, медитация и аскетизм. Все эти методы обозначаются общим словом садхана, что буквально означает “путь достижения определенной цели”. От этого же корня произошло слово Саду.

Саду почитаются как святые люди, посланники богов на земле. Так же как история Шивы и Вишну, история Саду начитывает многие века. Аскетизм и йога как метафизические науки и мистические методы, с помощью которых можно установить связь между индивидуальной душой и абсолютом, являются уникальным индийским открытием. Эта традиция насчитывает более четырех с половиной тысячелетий. Имеются расхождения в точной датировке и определении места возникновения этой традиции. Некоторые ученые относят начало возникновения аскетических движений к учению священных Вед, которые были принесены в Индию арийскими племенами около тысячи пятисот лет до нашей эры. Первые аскеты исповедовали невероятно перегруженную ритуалами ведическую религию. Согласно другой теории, которая подтверждается археологическими открытиями, аскетизм и йога возникли в культурной среде долины Инда около двух с половиной тысячелетий до нашей эры. Эти методы развились из практик первобытного шаманизма.

 

“Рогатый” Бог

Археологические находки, сделанные в долине Инда содержат множество изображений “рогатого” бога, в котором определенно можно узнать прототип бога Шивыкороля всех йогинов, повелителя животных. Его изображения очень схожи с изображениями Шивы в позднем индуизме.

Он называется “рогатым” богом, потому что его головной убор увенчан по бокам двумя бычьими рогами и декоративным украшением между ними. Все это сооружение напоминает трезубец, или тришул, характерный атрибут Шивы. “Рогатый” бог обычно изображается сидящим в различных вариантах позы лотоса, или падмасаны. Эта поза Шивы, короля йогинов, типична для всех йогов. Отличительной чертой “рогатого” бога является его эрегированный пенис. Эта деталь характерна для изображений Шивы и многих его проявлений. Крайним выражением этого символа можно считать безличное, символическое изображение Шивы в виде линги, его эрегированного фаллоса. Рогатый бог изображается с тремя лицами, что характерно для поздней индуистской иконографии, в которой Шива изображается как троица: Шива, Вишну и Брахма. И, наконец, он окружен дикими животными, что типично для Шивы в качестве пашупати, Господина Всех Тварей.

Кроме этих изображений во время раскопок были найдены объекты культа, состоящие из двух камней, кольцеобразного и удлиненного, вставленных один в другой. Без сомнения, эти предметы культа являются прототипами символа йони, женского детородного органа, и линги. Все эти находки указывают на существование в долине Инда протошиваитского культа, или, по крайней мере, культа, в котором центром поклонения являлись детородные органы как символы созидания и плодородия.

Некоторые противоречия в интерпретации этих археологических находок не могут быть разрешены из-за того, что обнаруженные надписи до сих пор не расшифрованы.

Культура долины Инда, которая уже достаточно сформировалась к моменту прихода ариев, была подавлена этим доминирующим внешним влиянием. Тем не менее, часть ее сохранилась и развилась, включая аскетизм и поклонение линге и прото- Шиве. Все эти элементы в течение нескольких веков ассимилировались основным направлением индуизма.

В ранних ведических писаниях аскетизм, изначально чуждый ариям, упоминается с равнодушием или даже с враждебностью, что повлекло за собой презрение к “поклоняющимся фаллосу” аборигенам. Эти взгляды были отчетливо выражены составителями Вед, высшей кастой священников, брахманов, занимавшей главенствующее положение в обществе ариев. Они смотрели сверху вниз на религиозные практики покоренных “варварских” племен и их аскетов. Установки арийского общества резко контрастировали с культурой аборигенов: они были материалистами и гедонистами.

Это не значит, что арии были лишены мистических традиций. Святые писания в их концепции были вдохновлены непосредственно трансцендентальными переживаниями риши, пророков. Эти переживания не были, как бы то ни было, связаны с крайним аскетизмом, а скорее с употреблением загадочного психотропного вещества, сомы“нектара бессмертия”. Их мистическое послание сформировало лишь небольшую часть сложной и изощренной системы ритуалов, первоначально направленной на вымаливание у богов материальных ценностей посредством жертвоприношений.

Духовенство брахманов контролировало огненное жертвоприношение, сформировавшее квинтэссенцию ведической религии, и первоначально провозглашенное единственным средством умилостивить богов. Однако постепенно “чуждая” аскетическая и религиозная практика была признана столь же действенной.

Интересна легенда, иллюстрирующая слияние аскетизма с основным потоком индуизма. Ее сюжет связан с огненным жертвоприношением риши Дакши, которое должно было произойти на одной из вершин Гималайских гор. Были приглашены все боги, кроме Шивы и его жены Парвати. Они были намеренно исключены, потому что жертвоприношение было посвящено Вишнуведическому богу солнцаединственному Высшему Господу.

Шива не был принят в эту блистательную компанию из-за своих “неряшливых”, непристойных привычекон бегает по джунглям обнаженный, якшается с дикими зверями, гоблинами и духами, осыпает свое тело пеплом погребальных костров, использует череп как чашу для питья, он постоянно опьяняет себя гашишем; он дико хохочет, словно безумец. Короче говоря, он аскет, и, более того, отщепенец.

Жена Шивы страшно оскорблена и жаждет мщения. Шива пытается успокоить ее, объясняя, что его ученики поклоняются ему с настоящим медитативным духом, который не нуждается в огненном жертвоприношении, но ее это не удовлетворяет. Постепенно заражаясь ее яростью, Шивав своем ужасном обличье Бога Разрушенияприближается к собравшейся компании богов, извергая из третьего глаза струи пламени, в намерении сжечь их всех дотла. Впечатленный этой демонстрацией силы, Дакша вынужден признать свою ошибку“лучше его гнев, чем благословения всех остальных богов”и соответственно склоняется перед ним как перед наиболее могущественным богом, без которого жертвоприношение не могло бы быть полным.

В этой легенде показаны два качества огня: “внешний” огонь жертвоприношения, представляющий ведический путь достижения Бога, и “внутренний” огонь Шивы, созданный аскетическими практиками, неарийским способом. Произошло столкновение ведического огня с пламенем Шивы, и Шива возобладал.

Шива постепенно становится одним из главенствующих богов пантеона, и институция аскетизма как последней и кульминационной фазы жизни “дваждырожденных” была утверждена. Более того, мистицизм и аскетизм как основное жизненное призвание был принят и даже освящен.

“Дваждырожденные” принадлежали к трем высшим кастам: духовенству брахманов, правящему классу воинов и классу торговцев и предпринимателей. “Однаждырожденные”, шудры, позднее были объявлены классом слуг, но первоначально этот класс состоял из подчиненных туземцев и военнопленных.

“Дваждырожденные” должны были посвятить первую фазу жизни изучению священных писаний как целомудренные ученики (брахмачарии) под руководством Гуру. Вторая стадия составляла продуктивную, производительную жизнь грихастхи, хозяина дома, выполняющего свой долг по отношению к касте и семье. В третьей фазе жизни он должен был удалиться в джунгли, возможно в компании своей жены, и вести жизнь лесного отшельника, совершая огненные жертвоприношения и повторяя писания. В четвертой фазе он должен оставить все и стать бродячим аскетом, саньясином, ищущим единения с Брахманом.

 

Длинноволосый мудрец

Описания древних аскетов, святых и мудрецов, насколько о них можно судить по Ведам и ведическим священным писаниям, в значительной степени применимы и к современным Саду: они ходили обнаженными и носили длинные волосы, сбившиеся в пряди, их тела были покрыты пылью, пеплом, лохмотьями или звериными шкурами; они разрисовывали яркими цветами лоб и тело и носили с собой посох и сосуд для питья; они соблюдали безбрачие и использовали некоторые практики йоги и умерщвления плоти; они жили в лесах, вдали от общества смертных.

Эти святые прекрасно описаны в “Гимне длинноволосого Мудреца”:

Длинноволосый мудрец заключает в себе пламя и эликсир, и одновременнонебо и землю. Взгляд на него подобен видению небесного света во всем его великолепии.

Аскеты, овеваемые ветром, одеты в темную пыль. Они следуют пути ветра, когда в них входят боги.

“Опьяненные нашей аскезой, мы восходим на высшие планы. Вы, смертные, видите лишь наши тела.”

Аскет летит по воздуху, освещая все формы на земле. Отданный святой работе, он равен любому богу.

Воздухвот единственная пища боговдохновенного, и аскет дома в обоих мирахматериальном и духовном.

Скитаясь по следам небесных нимф и дивных животных, длинноволосый мудрец обладает знанием обо всем, и своим экстазом вдохновляет все.

Ветер-бог возносит его и бросает на землю, и длинноволосый мудрец пьет из чаши эликсир, деля его с Шивой.

 

Под “эликсиром”, упоминаемым в первых и заключительных строках, очевидно, подразумевается некое психотропное вещество, вероятно родственное соме, ведическому священному средству, предлагаемому богам, принятие которого вызывает видения божественной Реальности. Для этой же цели саду практикуют курение чараса. Однако, как показывает первых стих, он может уже содержаться в теле или создаваться аскетическими практиками. То же справедливо и для “пламени внутри”, и для внутреннего “ментального пульса”. С помощью этой жестокой дисциплины длинноволосый мудрец сам становится “пламенем”, озаряя светом все вокруг себя. 

Во втором стихе, “овеваемый ветром”, очевидно, означает “обнаженный”, что позднее превратилось в дигамбар, “одетый в небеса”. “Темная пыль” прототипична или аналогична пеплу, к которому обращались Саду на протяжении веков и которым они покрывают свое тело до сего дня.

Словом “опьяненный” в третьем стихе гимн обращается к состоянию экстаза “божественного безумия”, сопутствующему реализации Бога, вызванной эликсиром или аскетической дисциплиной. Это опьянение заразительно; одного присутствия аскета достаточно, чтобы передать его другому, как показано в шестом стихе.

Сверхъестественные способности аскетов, описанные в четвертом и пятом стихах: “летящий по воздуху” и “живущий в воздухе”, воспринимались буквально, и их дальние отголоски достигли даже Запада, о чем свидетельствует, например, иллюстрация “Индийский маг, летящий по воздуху” в “Книге Чудес” четырнадцатого века.

Оставляя сверхъестественные явления, описанные в Гимне, эти аскеты демонстрируют еще одноболее “естественное”чудо: способность вызывать эрекцию пениса без каких-либо сексуальных ощущений или побуждений. Это йогическое достижение, несомненно, связано с доарийским поклонением фаллосу, с “рогатым богом” и другими образами Шивы с поднятой лингой. По всей вероятности, поднятая линга аскетов тоже была объектом поклонения, по крайней мере, до семнадцатого столетия.

 

Хранители Черепов

До девятого или десятого века нашей эры аскеты не имели четкой организационной структуры. Как бы то ни было, по крайней мере два тысячелетия они составляли множество небольших групп, объединенных вокруг реализовавшегося мудреца или Гуру. Каждая группа отличалась особенной традицией и неразрывной цепью религиозных преемников, своим видением личного служения и религиозной доктрины, в также своими обычаями, правилами и внешним видом.

Наиболее древними сектами были Пашупаты, Капалики, “Хранители Черепов”, и Каламукхи, или “Черные Лица”. Как показывает название секты Пашупатовкоторое происходит от имени Пашупата, Повелитель Зверей,эта группа, возможно, была связана с “рогатым богом” долины Инда. Они возводят исток своей традиции к Лакулише, проявлению Шивы, который близко напоминает “рогатого бога” с эрегированным фаллосом.

Эти аскеты поклонялись Шиве в его наиболее грозных обличьяхБхайравы, ужасного экстатичного “безумца”, или Капалешвара, Бога Черепа. Этот эпитет Шива заслужил, отрубив пятую голову Брахмы, которая после этого приросла к его руке. Чтобы искупить свое преступлениеи избавиться от черепаему пришлось совершать жестокие аскетические практики.

Капалики, подражая своему Богу Черепа, совершали обряд искупленияхотя они и не были виновны в убийстве. Из следующегодовольно сочувственногоописания Бхайравачарьи, или “учителя Бхайравы”, можно получить наиболее полное представление об этих адептах.

“Бхайравачарья сидел на тигровой шкуре, расстеленной на земле, покрытой размазанным зеленым коровьим навозом, посередине круга, очерченного пеплом. Сияющий блеск его тела был цветом подобен пасте мышьяка или свежему человеческому мясу. Его длинные волосы свалялись в пряди так, как то обычно бывает у аскетов, и были украшены бусами и раковинами. Лоб его был разрисован символами, нанесенными пеплом. Он носил серьги с драгоценными камнями. Рядом с ним неизменно стоял бамбуковый шест с железным наконечником. Он соблюдал обет безбрачия с юношеских лет.

Однажды он провел потрясающий ритуал в пустом доме, находившемся неподалеку от крематория. Это произошло в день новолуния. Бхайравачарья сидел в центре круга, нарисованного пеплом, белым, как лепестки лотоса. При этом он сидел на груди у мертвеца, покрытого красной сандаловой пастой, облаченного в красные одежды и украшенного гирляндами красных цветов. Сам он был в черном тюрбане и черной набедренной повязке, весь увешанный черными амулетами. Бхайравачарья проводил ритуал поклонения огню, разложив маленький костер во рту у трупа. Он бросал в пламя черные семена кунжута так, как будто разжигал этим свою страсть к достижению окончательного прозрения, сжигая при этом частицы осквернения, приведшего кремируемого человека к смерти.”

Фактически, это был довольно “цивилизованный” ритуал, потому что Капалики практиковали также и принесение человеческих жертв. Бхайрава был жаждущим богом, которого радовали приношения вина и крови животных, или, еще лучше, человеческой. Плоть и кровь, приносимые в жертву божеству были приняты аскетамипервыми Евхаристамидля достижения мистического единения.

Из принесения в жертву тел других логически вытекает принесение в жертву собственного тела. Это жертвование принимало разные формыот искупления и аскетической дисциплины до умерщвления плоти, самоистязания и ритуального самоубийства. Считается, что Капалики, кроме своей “повседневной” аскезы, использовали для жертвенных приношений отрезанные части собственного тела.

Помимо этих чудовищных обрядов они практиковали суровые упражнения хатха-йоги. Как бы то ни было, их первичной целью было не столько мистическое единение с божеством, сколько достижение йогических силтаких как телепортация, способность становиться невидимым, проникать в ум другого человека, ходить по воде и летать по воздуху.

Нужно ли говорить, что эти секты были отвергнуты и осуждены духовенством брахманов и респектабельным обществом. Тем не менее позднее, когда их экстремистские практики были немного смягчены, они приобрели множество последователей.

Священники также очень расстраивались по поводу двух других аскетических организаций: джайнов и буддистов. Эти “еретики” отрицали непогрешимость Вед как источника знания и осуждали приношение в жертву животныхне говоря уже о человеческих жертвахутверждая, что все живые существа наделены душой. Эти идеи выразились в их концепции ненасилияахимсе, которая лишь значительно позднее проникла в доктрину индуизма.

 

 

Этот путеводитель составил Ача Баба. 

Допускается цитирование материала с обязательной ссылкой на этот сайт http://achababa.tripod.com 

Если вы хотите принять участие в приключенческих экспедициях в Индию, Непал и Западный Тибет в компании с Ача Бабой то читайте описания программ  здесь

Все о чем здесь написано - достоверно и  проверено на личном опыте автора. 

Если вам понравилось, то, что вы здесь увидели, то порадуйте старика и поддержите автора сайта 

в его работе - шлите отзывы, объявления и любые материалы на индийскую тему по адресу achababa@yandex.ru

Особенно приветствуются отчеты о ваших индийских приключениях, которые непременно будут размещены в разделе "Наши трипы"