Психоделическая Индия - практический путеводитель

Индийский Поезд

Home | Вверх | Дели | Индийский Поезд | Пондичерри | Храмы Тамил Наду | Ауровилль | Тируваннамалаи | Туалеты Бангалора | Саи Баба | Гоа | Спальный автобус | Ашрам Ошо в Пуне | Возвращение и резюме

 

 

описание путешествия по Индии Сергея Кузьмина в феврале 2002 года

Вечером второго дня мы на поезде уезжали из Дели на юг Индии, по которому и должны были путешествовать в течении месяца.

Индийские поезда – тема отдельного рассказа.

Во-первых, на каждом вагоне у двери висит список со всеми пассажирами, которые должны ехать в этом вагоне. Подходя к вагону, смотришь свою фамилию в списке и заходишь внутрь. Никаких проводников, проверяющих документы при посадке в вагон нет. Проводник проходит по вагону и проверяет билеты уже после отправки поезда, в нашем случае он пошел почти через сутки, во второй половине следующего дня.

Деление вагонов на классы очень сложное. Если у нас есть купе, плацкарт, и все, то у них, по-моему, более десятка градаций. Плацкарт с четырьмя полками в купе, с шестью, с вентиляторами, с кондишеном, с бельем, с занавесками… Все эти факторы в разных комбинациях определяют класс вагона. Купейных вагонов нет, в дорогих вагонах плацкартные купе занавешиваются занавесками – получается купе. Проехать всю Индию с севера на юг из Дели в Ченай (ночь-день-ночь) стоит 8 долларов в вагоне без кондишена и занавесок и 45 долларов в вагоне с кондишеном и занавесками. Причем с кондишеном реально хуже, в вагоне просто холодно, чувствуешь себя некомфортно. А если вентиляторы в каждом купе, и их сам направляешь и выключаешь, то кондишн общий на весь вагон, и если холодно, то приходиться просто утепляться, выключить его нельзя. Я ездил и в дешевом вагоне, и в дорогом. Смысла переплачивать 35 долларов (для Индии довольно большие деньги – 1400 рупий) за кондишн и занавески я не вижу. Тем более, когда за окном вагона тропические джунгли, а ты сидишь, мерзнешь, и выходишь в тамбур погреться – это неприятно и неуютно. Но о вкусах не спорят, кому-то, наверное, больше нравится в дорогих вагонах с кондишеном.

Перед поездкой я много слышал о грязи в индийских поездах, вони, обилии нищих, и т.д. Подразумевалось, видимо, отсутствие всего этого в чистых российских поездах. Так вот, поезда, уходящие и приходящие в столицу нашей Родины Москву, многократно грязнее индийских. Причем это сразу бросилось в глаза, в первые минуты пребывания в индийском вагоне.

В российских поездах в вагонах два туалета – от первого пахнет мочой на первую половину вагона, от второго, соответственно, на вторую. В индийских вагонах – четыре туалета, запаха нет вообще. Почему – не знаю, но нет. У нас перед туалетом мусорный контейнер, который через несколько часов после отхода поезда переполняется мусором, мусор начинает вываливаться, его утрамбовывают пустыми бутылками, а сигаретные бычки, что бы вся эта куча не загорелась, кидают на пол – благо, они сразу тухнут из-за вытекшей из туалета воды пополам с мочой. Ничего даже похожего на это нет в индийских поездах – в них везде чисто. Очередей в туалет по утрам, когда двадцать человек с зубными щетками и полотенцами выстраиваются к дверям двух туалетов в наших вагонах – тоже нет. Даже если предположить, что все четыре туалета заняты, почистить зубы и умыться можно в умывальнике, которые есть в каждом тамбуре.

Само собой разумеется, в Индии есть совсем дешевые поезда. Мы их только видели, ни разу на них не ездили. Они битком набиты народом, люди также висят между вагонами и в дверях снаружи. Видимо, чистота там соответствующая. Но это уже совсем для бедных индусов.

Поезда же уровня “8 долларов – всю страну с севера на юг” однозначно чище и удобнее поездов российских. В них тамбуры и туалеты не вызывают такого чувства омерзения, как у нас. Плюс к этому огромное количество хорошо продуманных мелочей, которые делают поездку гораздо удобней. В качестве примера – вентиляция и свет включаются в каждом купе индивидуально, а не централизованно по всему вагону, как у нас; вторая полка складывается не вверх, чтобы мешаться и ударяться об нее головой, а вниз, чтобы стать мягкой спинкой для нижней полки; верхние полки держатся на двух цепях в дерматиновых чехлах, которые препятствуют возможности падения и позволяют не думать о том, что при резкой остановке поезда ты можешь улететь с верхней полки башкой об стол – мысль, довольно часто возникающая в поездах российских.

Так что все разговоры об индийских поездах не то, что не соответствуют действительности, а просто перевирают и искажают ее. Нам бы надо наши поезда хоть чуточку приблизить к индийским – хорошо бы было…

Садимся в поезд, Chennai express, едем. Группа разделилась – мы вчетвером - я, Светка, Лешка, Катя - в одном вагоне, остальные где-то в другом конце поезда в другом. Время – часов 11 вечера, спать не хочется, решили поесть. Поели – решили выпить – у нас было с собой немного джина, еще с шереметьевского duty-free, и бутылка коньяка. А ехали мы в шестиместном купе - третья полка, которая в наших поездах для багажа, здесь сделана для человека. В Индии вообще, очень много всего сделано для человека, ну ладно, это другой разговор. И вместе с нами в купе ехала семейка индусов – мама, папа, и два маленьких сына лет десяти. Они спать легли, а мы на боковых полках накрыли поляну, чтоб им не мешать, порезали фруктов на закуску, достали кружки, и сидим, тосты поднимаем – за успешное начало нашего путешествия, за Индию, за то, за се… Часа два так сидели, потом надоело, легли спать. На следующее утро вышли с Лешкой в тамбур, а там висят правила поведения в индийских поездах. Мелким шрифтом, как обычно пишут – не хулиганить, стекла не бить, в вагоне не курить и т.д.… Под всем этим крупным шрифтом, огромными буквами “Пить алкоголь запрещено!”.

Потом мы выяснили, что мы нарушили один из главных индийских законов – распитие алкоголя в общественном месте запрещено. В Индии распитие бутылки пива на улице – наказуемое деяние. Можно пить только дома, или в специальных ресторанах, у которых есть лицензия на право продавать алкогольные напитки. Потом, в Пондичери, мы видели огромные рекламные плакаты – “Welcome, alcohol free zone”. Войдя в эту зону, ты со спокойной душой можешь открыть и выпить бутылку пива. Но просто так на улице – нельзя.

Интересный момент. В Дели в отеле “Харе Рама” на стенах сделаны надписи “Курение гашиша и других наркотиков запрещено администрацией отеля”. А про алкоголь таких надписей нигде нет. Т.е. алкоголь автоматически запрещен, без всяких объявлений, а вот запрещенность гашиша такая, что про нее нужно напоминать в объявлениях. И в Индии гашиш курят везде, а вот алкоголь никто не пьет. И для выпивания пива существуют alcohol free зоны, а для гашиша таких зон нет. И гашиш в Индии можно без проблем купить везде и всегда, на поиски же пива или рома у нас уходило довольно много времени.

Я ни разу не видел пьяного индуса, но нам говорили, что пить они совершенно не умеют, с бутылки пива приходят в невменяемое состояние. Это связано и с их внутренней природой (отсутствие каких-то там ферментов в крови и желудочном соке) и с внешней – тропики, постоянная жара, там действительно алкоголь идет очень плохо. У них это просто исторически сложилось, они никогда не пили, поэтому и сейчас не умеют.

На нашу первую ночь в Индии, в нашем отеле мы устроили хорошую пьянку. Выпили вино, купленное в duty-free, потом выданное в самолете, и у нас оставалась одна бутылка красного вина. У нее была нормальная деревянная пробка, а у нас ни у кого не было штопора. Я позвал с ресепшена работника отеля, мужика лет пятидесяти, показал ему нашу бутылку красного вина, и попросил принести открывашку. Он заулыбался, закивал головой, ушел, и принес открывалку для пивных бутылок. Я ему говорю:

Вижу, он не понимает. Тогда я содрал фольгу, показал ему пробку, и жестами (я не знаю, как будет по-английски штопор) показал, что мне нужно, что бы ее открыть. Он не понял ничего. Это взрослый состоявшийся мужик под пятьдесят лет, у него семья, дети, но он не имел ни малейшего представления о том, как открывается бутылка вина. Это очень хорошо иллюстрирует взаимоотношения индусов с алкоголем. Пришлось эту пробку выковыривать ножиком.

Весь следующий день в поезде мы развлекались с нашими попутчиками–индусами. Мы с ними разговорились, угостили детишек какими-то жвачками, они нас своим чем-то... Детишки просто замечательные были. Обращаются к Лешке:

У него, правда, волосы седые. Лешка обиделся, а я говорю:

А они действительно были похожи на обезьян. Вот северные индусы – они светлые все и высокие, в индийских фильмах именно северных индусов снимают, а южные индусы все, правда, как обезьяны – маленькие и черненькие. А наши попутчики как раз ехали к себе домой в штат Тамил Наду – южный штат с обезьяноподобным населением.

Не-а, думаю, не надо им переводить, что они на обезьян похожи, обидятся. И просто по-русски говорю ребенку:

И тут он берет и повторяет по-русски:

Мы все в восторге:

Оказалось, и впоследствии много раз это подтвердилось, что индусы очень легко запоминают и произносят фразы на других языках. Я мог внятно воспроизвести несколько слов на хинди с десятого раза, а любой индус фразу на русском – с первого, ну иногда со второго. Мы этим неоднократно пользовались, как в благих, так и в не очень благих целях.

За пять минут я научил обоих детишек практически без акцента говорить “я маленькая обезьянка”. Это очень нравилось всей нашей компании, а меня, как дрессировщика, приводило просто в дикий восторг. Когда сидит маленькая обезьянка, смотрит на тебя и говорит по-русски “Я маленькая обезьянка” - я просто хохотал до слез, потрясающее зрелище.

Весь день детишки, встречаясь с кем-либо из нас глазами, улыбались до ушей и произносили: - “Я маленькая обезьянка”. Супер!

Стоим с Лехой в тамбуре, курим. Мимо бежит ребенок. Останавливаю его, спрашиваю:

И побежал дальше. Красота!

Мы тогда поняли, что чувствовали колонизаторы, когда давным-давно высадились у индийских берегов. Индусы – супер-мирная, пацифистичная нация. Индуизм их учит смирению с судьбой, покорности и ненасилию. Христианство на Руси, правда, тоже учит смирению и ненасилию, но оно не оказывает сколько-нибудь заметного влияния на поведение людей в нашей стране. А в Индии индуизм оказывает. Поэтому колонизаторам, наверное, было просто замечательно – с индусами не надо вести захватнических войн, не надо огнем и мечом завоевывать их богатства. Любой индус сам к тебе придет, все отдаст, улыбнется и скажет – “я маленькая обезьянка”…

 С того дня всех индусов мы с Лехой стали называть обезьянами.

Поскольку отношение индусов к нам было таким же снисходительно-покровительственным, как и у нас к ним, и они точно так же искренне радовались и умилялись нашим неопытности и неразумности, как и мы их, то было совершенно очевидно, что между собой они считают всех белых туристов тоже чем-то вроде несмышленых зверушек. Поэтому мы в этой классификации стали, соответственно, “белыми обезьянами”.

Во всех случаях, когда нам не удавалось на что-то сторговаться и намного сбить цену, всегда, когда мы попадали в какие-то неловкие и нелепые ситуации, мы констатировали очередную победу местных обезьян и недостаточные осознанность и адаптированность обезьян белых.

Когда индусы заглядывались на наших девушек, а заглядывались они на них практически всегда, мы с гордостью говорили:

Такая классификация сохранилась до поезда Бангалор – Васко да Гама. Там идея цветового дифференцирования обезьян получила дальнейшее развитие, но об этом ниже.

Так вот, кроме индусской семьи, в поезде Дели-Ченнай мы познакомились с одним индусом по имени Викас, студентом последнего курса колледжа, программистом 24-х лет. Это была первая из встреченных нами умных обезьян, которая не хотела с нас денег, а просто разговаривала с нами на равных, рассказывала нам про Индию и интересовалась нашими рассказами о России.

Викас оказался замечательным парнем, совершенно искренне пытавшимся помочь нам в нашем путешествии. Он говорил, как нам лучше ездить, что лучше смотреть, где, по его мнению, нужно побывать в Индии, рассказывал про свою девушку, мне ее имя очень понравилось – Анжели. Разговорились про Россию, я ему дал посмотреть русскую купюру в десять рублей. Он ее всю изучил и протянул мне обратно. Я сказал – не надо, это сувенир, тебе на память о нас, подарок из России. Он сначала даже не поверил, подумал, что я неправильно перевел это на английский. Он был просто счастлив от такого королевского подарка, растроган до глубины души. В качестве встречного презента он купил нам в вагоне-кухне вермишелевые супчики и угостил всю нашу компанию.

О чем мы многократно жалели во время этого путешествия – о том, что мы не взяли никаких сувениров. Их нужно брать обязательно - копеечные брелки, значки, русские денежки, любые сувениры из России будут супер-нужны в Индии. В путешествии постоянно с кем-то знакомишься, и с индусами, и с такими же путешественниками со всего света, и иметь при себе какой-нибудь брелок с видом Московского кремля очень желательно и полезно.

В том же поезде произошел перелом нашего сознания в отношении к местной еде. Это в городе еще можно выбирать, где и что есть, и следовать владовским инструкциям “на улицах ничего не жрать!”. А в поезде-то есть хочется, а ничего с собой нет. Так что когда мы остановились на первой же станции, мы на платформе накупили совершенно немыслимой для белого человека еды и с удовольствием всю ее сожрали. Есть свой кайф в том, когда тебе на куски газеты или на пальмовый лист индус накладывает руками какого-то непонятного, но вкусного варева, и ты руками же это все съедаешь. Просто получаешь удовольствие оттого, что ты в индийском поезде жрешь с обрывков газет какую-то совершенно неизвестную еду, и тебе хорошо! Было это на третий день нашего путешествия. После этого я ел всю индийскую еду, все, что мне хотелось, не заморачиваясь на гигиене. Никакого отравления не было ни разу.

Вообще индийская еда супер-острая, все перченое-переперченое, very spicy, как и у нас в Средней Азии. Климат обязывает - жаркий. Сначала с непривычки есть вообще невозможно было, что-нибудь сожрал, потом десять минут с открытым ртом ходишь, воду пьешь. Мы думали, что никогда к такой еде не привыкнем. На самом деле, на второй недели мы ели ее абсолютно нормально, а с третьей недели путешествия, если в ресторанах заказывали какую-то не острую continental food, мы все равно перчили ее до индийского состояния.

Когда мы вышли из поезда, из окна вагона нам стала чего-то кричать мамаша семейства, с которым мы ехали в одном купе. Мы вернулись. Оказалось, мы забыли в вагоне одну нашу сумку, и она стала нас звать, чтобы ее возвратить. А нас пугали, что в Индии все воруют и вещи оставлять нельзя.

Назад ] Дальше ]

описание путешествия по Индии Сергея Кузьмина в феврале 2002 года

 

 

Этот путеводитель составил Ача Баба. 

Допускается цитирование материала с обязательной ссылкой на этот сайт http://achababa.tripod.com 

Если вы хотите принять участие в приключенческих экспедициях в Индию, Непал и Западный Тибет в компании с Ача Бабой то читайте описания программ  здесь

Все о чем здесь написано - достоверно и  проверено на личном опыте автора. 

Если вам понравилось, то, что вы здесь увидели, то порадуйте старика и поддержите автора сайта 

в его работе - шлите отзывы, объявления и любые материалы на индийскую тему по адресу achababa@softhome.net

Особенно приветствуются отчеты о ваших индийских приключениях, которые непременно будут размещены в разделе "Наши трипы"